Каким бы умелым не был рыболов, если снасти выбраны неверно или под рукой нет необходимых инструментов, то вся рыбалка может пойти коту под хвост. А ведь подобрать оснастку мало, необходимо ее еще и правильно подготовить. В частности это касается фрикциона на безынерционных катушках. Сделать это бывает достаточно сложно, поэтому сегодня разберем данный вопрос детально.

Зачем нужен фрикционный тормоз

Действие фрикциона в катушке весьма схоже с аналогичным в автомобиле. Данный механизм настраивается под нужную нагрузку и, когда ее получает, начинает разматывать сетку. Как только нагрузка ослабевает, фрикцион блокирует разматывание сетки, позволяя вытаскивать снасть из воды. С помощью этого достигается сразу ряд моментов:

  • планомерная и эффективная подсечка рыбы;
  • отсутствие больших нагрузок на удилище и снасти;
  • гашение рывков крупной рыбы, которые могут привести к обрыву лески;
  • защита снасти от зацепов.

При должных навыках обращения с фрикционной безынерционной проводной, спиннинговой или карповой катушкой, рыбак может безопасно для удилища, а главное эффективно рыбачить на больших глубинах поросших водорослями и рассчитывать на жирный улов.

Виды фрикционов для безынерционных катушек

Для начала следует знать, какой именно тормоз установлен в катушке. Они бывают:

  • Передние.

Данный тормоз является самым быстрым и чаще всего устанавливается на скоростных проводных катушках. Регулировать его можно с помощью расположенного в передней части изделия винта. Вариант не очень дорогой, но не самый надежный и заменить его получится только вместе со шпулей. Один шаг винта рассчитан примерно на 300 граммов, чего, в принципе, достаточно для большинства задач.

  • Задние.

Такой вариант уже более надежный и им оснащают серьезные силовые катушки. Находится в задней части изделия. Предназначен данный фрикцион для трофейной ловли, а потому шаг винта рассчитан примерно на 500 граммов, так что ловить в прибрежных водах на него едва ли есть смысл.

  • Комбинированный. 

Имеют оба типа фрикционов, что позволяет их использовать более универсально, в том числе на фидерных катушках. Однако это также сказывается на стоимости и весе такого инструмента.

Как правило, выбирают катушки исходя из требуемой величины шага, на которую напрямую влияет размер ожидаемого улова.

Настройка фрикциона безинерционки под максимум

Использование фрикциона и его настройка всегда вызывала массу споров и разногласий. Одни утверждают, что это неспортивно и, таким образом, суть соперничества между рыболовом и рыбой утрачивается, тогда как другие выставляют тормоз на инструменте до таких минимальных значений, что он задействуется даже при ловле небольшой рыбы до 400 граммов и даже меньше.

Принимать участие в споре мы не станем, так как каждый делает то, что ему нравится. А в защиту максимальной настройки фрикциона скажем, что она позволяет эффективно рыбачить новичкам, не боясь потерять улов и снасть в целом. 

Чтобы выставить необходимые нам значения, понадобится какой-то груз. Его величина зависит от прочности лески. Условно, если ваша леса выдерживает 10 кг, то стоит взять 80% от ее прочности – 8 кг или около того. Далее выполняем следующую последовательность действий:

  • цепляем снасти, крепим к ним груз (можно зацепить за крючок);
  • ставим груз на ровную поверхность на расстояние в два раза больше длины удочки;
  • полностью затягиваем фрикцион и отпускаем его на один щелчок;
  • выполняем движение, как будто подсекаем добычу и начинаем подматывать леску под углом 45 градусов;
  • понемногу начинаем отпускать фрикцион, не сдвигая при этом груз;
  • прекращаем настройку, как только тормоз сработает и леса начнет выматываться.

Сделать настройку в домашних условиях можно наиболее точно, да и к тому же это комфортнее. Однако часто бывает, что вы забыли это сделать или удочка была куплена непосредственно перед рыбалкой. В таком случае провести настройку фрикциона можно зацепив крючок за ствол дерева. Будьте осторожны и не сломайте новую снасть – отпускайте регулятор, как только удилище сильно выгнется. 

Регулировка под рыбу

Рыбаки со стажем понимают, как именно им нужно настраивать фрикционный тормоз для наиболее комфортной рыбалки в тех или иных условиях. Суть такова, что разная рыба ведет себя при поклевке очень по-разному, поэтому правильно настроить снасти под ту или иную добычу бывает очень важно, если вы не хотите потерять ее. Крупная рыба может начать излишне агрессивно тянуть приманку либо затащить ее в заросли, где леса запутается и достать ее будет уже невозможно. 

Поэтому при ловле особо крупных хищников есть смысл затягивать тормоз на максимум. Для небольших же особей до 2 кг настройка не критична и можно обойтись без нее. Так что отыгрывайте от водоема и рыбы, которая в нем водится. 

Также важно знать анатомические и поведенческие особенности рыбы. Например, окунь и многие виды мирной рыбы имеют очень мягкую ротовую полость, поэтому при резкой подсечке могут сорваться с крючка. Жерех же при поклевке ведет себя крайне агрессивно и может утащить лесу глубоко на дно в коряги. Поэтому учитывайте эти моменты и получайте исчерпывающую информацию о водоеме и его обитателях.

Настройка байтраннера

Байтраннер является не слишком распространенной опцией, однако на новые катушки устанавливается все чаще и чаще. Для спиннинговых катушек он используется реже, так как делает удилище сильно тяжелее (вес снасти составляет примерно 500 граммов), а вот для донной рыбалки и некоторых видов проводок это то что нужно. Байтраннер позволяет переключаться между работой переднего и заднего фрикциона. Таким образом удилище будет ходить максимально плавно, а рыбак может вываживать рыбу чуть ли не часами без риска порвать снасть.

При забросе приманки опытные рыболовы настоятельно рекомендуют отключать байтраннер, чтобы не повредить пальцы – леса может их порезать. После того как наживка оказалась в воде, вымотайте слабину, поставьте инструмент на подставку (если ловите не вручную) и только после этого включите байтраннер. При подсекании рыбы также следует его отключить.

Подводя итоги, байтраннер является прекрасным устройством для рыбаков-любителей. Правильное его использование прощает ошибки, некоторую невнимательность, а также позволяет устанавливать большое количество снастей по периметру водоема.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки для вываживания рыбы несколько отличаются конструкцией от обычных безинерционок. Это очень технологичные инструменты, которые имеют довольно комплексную систему тормозов.

Чтобы ловить забросом, используются легкие мультипликаторы. Фрикционный тормоз здесь выполнен в виде крыльчатой звездочки, которая здесь служит также и регулятором. Затянуть его рекомендуется полностью, после чего слегка отпустить звездочку (пары щелчков будет достаточно). Подстраивать систему более тонко придется уже в процессе рыбалки либо попробовать сделать это описанным ранее образом с помощью груза или зацепа за что-нибудь.

При настройке имейте в виду, что даже затянутый на максимум фрикцион в мультипликаторах отдает леску при меньшей нагрузке, чем это указано в паспорте товара. Сделано это, скорее всего, в целях безопасности, так как энтузиасты могут сломать устройство.

Данного рода тормоза для катушки можно поделить на две большие группы: Level Drag и Star Drag. Первые имеют в своем устройстве рычаг, а вторые – и рычаг, и крыльчатую звездочку. 

Корректно настроить тормоз на мультипликаторе очень важно, так как неправильная эксплуатация системы с большой вероятностью приведет к поломке. Если вы никогда не занимались этим либо не понимаете, что написано в инструкции, то лучше доверить это дело опытному рыбаку. Важно понимать как должны вести себя тормоза в целом и учитывать, что в мультах их поведение несколько отличается.

Чтобы отрегулировать здесь тормоз, необходимо переключить рычаг в нижнее положение, освободив таким образом шпулю, после чего вернуть его в исходное положение. Однако затягивать рычаг в самое верхнее положение при максимальной нагрузке не рекомендуется, так как это может привести к поломке снасти при борьбе с трофейной рыбой. 

Если в устройстве механизма есть еще и звездочка, то ее нужно полностью повернуть на себя, таким образом высвободив. В таком положении крыльчатки понемногу калибруйте регулятор, поднимая рычаг в рабочую позицию. Затягивать рычаг в самое верхнее положение, напоминаем, не рекомендуется. 

Советы начинающим рыболовам

Со временем вы придете к пониманию того, как настраивать фрикцион, что называется, на глаз. Однако пока через ваши руки не пройдет достаточное количество катушек, делать это необходимо строго соблюдая основные рекомендации:

  1. Всегда читайте инструкцию.

Описанные выше действия актуальны для большинства катушек, но производителю всегда виднее как настраивать именно его катушку. Соблюдайте заявленные им цифры и не экспериментируйте в этом направлении.

  1. Собирайте подходящие друг-другу снасти. 

Удилище и леска непременно должны быть равными классу катушки. Подбирайте все снасти в соответствии с их предназначением и не пренебрегайте ни одним элементом оснастки, потому что от этого зависит не только то, достанете ли вы улов, но также и сохранность фрикциона.

  1. Выбирайте только качественные катушки.

Устройство фрикционного тормоза достаточно сложное, а обеспечение его надежности требует довольно серьезных технологий. Обеспечить это могут только известные бренды и специализированные магазины рыбацких товаров, такие как Condor Fishing. Ведь только отвечающий репутацией продавец заинтересован обеспечить действительно хорошее качество снасти.

  1. Не забывайте о возможности настройки во время рыбалки.

Если в процессе рыбной ловли вы поняли, что настроили оснастку не совсем корректно, то не стесняйтесь делать это прямо по ходу процесса. 

  1. Не затягивайте тормоз под самый максимум.

Да, некоторые производители устанавливают на свои катушки так называемую «защиту от дурака», ограничивая максимальное затяжение, однако далеко не все и не всегда. Так что не испытывайте судьбу и контролируйте положение рычага. 

  1. Отпускайте фрикцион после рыбалки.

Нет смысла держать фрикцион затянутым после рыбалки. Это вредит снасти. Так что не ленитесь и отпускайте его в свободное положение – потратите время и настроите в следующий раз заново. 

Также старайтесь максимально безопасно транспортировать катушку и беречь ее от всевозможных падений и повреждений – механизм этого не любит.

Правильное и аккуратное применение фрикционного тормоза на катушке не только значительно улучшит ваш рыбацкий опыт, но также сохранит ваши снасти в целости и сохранности.